Система «СИТРОЛ» является инфраструктурной основой и предназначена для создания систем диспетчерского управления движением поездов метрополитена на основе плановых графиков движения. Программа по функциональным возможностям полностью покрывает потребности диспетчерского персонала по управлению движением поездов. Используется диспетчерским и эксплуатационным персоналом, от уровня станции до уровня метрополитена в целом.
Основные функции и возможности
- автоматизированное построение графиков движения поездов метрополитена
- создание и редактирование параметров бланков для построения графиков;
- ввод и редактирование нормативно-справочной информации по линиям, станциям, депо;
- создание и редактирование графиков движения поездов и графиков оборота составов;
- администрирование Системы, формирование отчетов и протоколов о работе Системы и пользователей, обмен текстовыми сообщениями между пользователями по разрабатываемым графикам.
- хранение и использование информации по построенным графикам;
- архивирование данных графиков, ведение базы данных графиков движения, присвоение и отслеживание статусов графиков;
- печать графиков движения, графиков оборота составов, поездных расписаний, поездных талонов, станционных выписок, входных и выходных параметров графиков;
- ведение Календаря использования графиков Системы;
- передача данных в смежные автоматизированные системы метрополитена для использования диспетчерским персоналом в режиме реального времени.
Примеры модулей «СИТРОЛ»:
- СИТРОЛ – Диспетчерская централизация (ДЦ),
- СИТРОЛ – Расчет времени прибытия поездов (РВП),
- СИТРОЛ – Система единого времени, — единое время и часофикация (включая табло на станциях),
- СИТРОЛ – Формирование графиков движения поездов (ФГДП) – автоматизированное формирование графиков движения поездов;
- СИТРОЛ – ПХП — планирование и контроль исполнения ГД хозяйственных поездов в составе «СИТРОЛ: Диспетчерская централизация»,
- СИТРОЛ – Телеметрия — контроль над оборудованием СЦБ, АТДП,
- СИТРОЛ – Тренажер — тренажер для сотрудников служб СЦБ и ДП,
- СИТРОЛ – САУ ДЦ — замена пульта-табло на станциях,
- СИТРОЛ – Нави — навигатор машиниста.
Среда разработки
Система реализована на клиент-серверной технологии.
Клиенты представляют собой Eclipse RCP-приложения реализованные на языке Java. Eclipse – это среда разработки, написанная на Java, развиваемая и поддерживаемая Eclipse Foundation (участниками которого являются IBM, SAP, Oracle, компании, предлагающие продукты на основе Eclipse RCP и участвующие в развитии экосистемы Google, RedHat, Adobe, Cisco, Intel). Eclipse RCP – это набор плагинов для создания, так называемых, rich client application. Модульность, кроссплатформенность, поддержка мультиязычности, бесплатность, огромное количество существующих плагинов, библиотек и фреймворков. Все это позволяет создавать приложения коммерческого уровня.
Сервер системы реализован на платформе Java Platform, Enterprise Edition, сокращенно Java EE — набор спецификаций и соответствующей документации для языка Java, описывающей архитектуру серверной платформы для задач средних и крупных предприятий. JEE является промышленной технологией и в основном используется в высокопроизводительных проектах, в которых необходима надежность, масштабируемость, гибкость.
В качестве реализации JEE в проекте используется WildFly (ранее JBoss Application Server или JBoss AS) — Java EE-сервер приложений с открытым исходным кодом.
Сервер приложений WildFly — расширяемая, модульная система. Для реализации задач «СИТРОЛ» в сервер приложений WildFly добавлены модули (java-библиотеки) собственной разработки компании «ТоксСофт». Сервер приложений «СИТРОЛ» — это платформа WildFly плюс набор библиотек разработанных компанией «ТоксСофт».
В качестве СУБД используется MariaDB —ответвление от системы управления баз данных MySQL, разрабатываемое сообществом под лицензией GNU GPL. Разработку и поддержку MariaDB осуществляет компания MariaDB Corporation Ab и фонд MariaDB Foundation. MariaDB является решением для малых и средних приложений.
Сам программный код Системы реализован на платформе USkat. Платформа uskat – это средство для разработки систем автоматизации используемое в компании «ТоксСофт».
USkat -«Платформа для разработки программных систем USkat (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2022685071, дата регистрации 21.12.2022)». Скачать сертификат.
ПО сервера системы
Физически размещается на специально выделенном серверном оборудовании или, как вариант, на отдельной виртуальной машине как в случае с предоставленным для испытаний стендом. Все функции сервера сгруппированы в службах, а службы содержатся в одной точке входа под названием ServerAPI.
Примеры служб:
• sysdescr — уже упомянутое описание системы, позволяет программно создавать, редактировать и получать описания иерархии классов предметной области;
• objservice — содержит перечень всех объектов системы, по мере работы системы появляются новые объекты, старые исчезают (но остаются в истории!).
• linkservice — управление связями между сущностями модели предметной области;
• userservice — управление пользователями системы и их правами;
• и т. д.
Полный список сервисов ПО доступен для просмотра в исходных кодах передаваемых с системой.
ПО клиента
Физически размещается на персональных компьютерах АРМов пользователей системы и связан с сервером.
В системе реализуются следующие типы автоматизированных рабочих мест (АРМ):
• АРМ оператора,
• АРМ разработчика.
Отметим, что рабочее место разработчика (АРМ разработчика) не является частью Системы, и просто представляет собой сконфигурированный набор средств разработки, утилит разработчика и исходные коды Системы.
Реализации любого типа АРМа строится на концепции «контейнер» + «плагины».
Основные этапы внедрения ПО «СИТРОЛ»
ПО «Система диспетчерского управления движением поездов «СИТРОЛ»» традиционно проектируются и поставляются под ключ. Полный комплекс услуг по внедрению Системы включает в себя следующий объем работ:
- обследование объекта автоматизации (диспетчерский участок, группа инженеров-графистов, службы ремонта, эксплуатации и планирования в электродепо, сектор исследования пассажиропотоков);
- разработка Технико-коммерческого предложения;
- разработка проекта;
- изготовление и поставка оборудования (при необходимости);
- шеф-монтаж оборудования(при необходимости);
- пусконаладка оборудования(при необходимости);
- сдача системы в опытную и промышленную эксплуатацию;
- сервисное обслуживание.