Видеостена
Мнемосхема станции для инженера СЦБ
Мнемосхема
График исполнения хозяйственных поездов
АРМ САУ ДЦ для станции "Битцевский парк"

СИТРОЛ – Диспетчерская централизация

«СИТРОЛ – Диспетчерская централизация» — реализация функционала поездного диспетчера в режиме реального времени, который наряду с типовым функционалом любой системы диспетчеризации метрополитена включает уникальный функционал мониторинга выполнения планового графика движения в режиме реального времени.

Функциональные возможности

  • доступ к просмотру и управлению поездной ситуацией в режиме реального времени в дружелюбном графическом интерфейсе;
  • обработка информации и представление оператору состояния технологических объектов на станциях линии метрополитена в режиме реального времени;
  • предоставление оператору средств управления технологическими объектами (задание маршрутов приёма и отправления, режимов автодействия, перевод стрелок, открытие пригласительных сигналов, отмена установленного маршрута, искусственная разделка маршрута и т.д.);
  • мониторинг в динамическом режиме графиков движения поездов в реальном времени;
  • предоставление оператору средств выбора графиков движения поездов (зимний, летний, будний или выходной);
  • автоматически присвоения номеров маршрута поездов, согласно установленному графику;
  • предоставление оператору средств редактирования расписания движения поездов;
  • мониторинг в динамическом режиме графиков хозяйственных поездов в реальном времени;
  • предоставление оператору средств редактирования расписания хозяйственных поездов;
  • протоколирование действий оперативного персонала, внешних событий и функционирования аппаратуры МРЦ;
  • просмотр в динамическом режиме состояния устройств автоматики и поездной ситуации на станции за любой период времени, включая режим реального времени;
  • Web-доступ к системе (без прав управления) с любого АРМ в пределах локальной сети.
  • доступ к просмотру истории поездной ситуации, т. н. «кино», глубина архива не менее 3-х лет;
  • полностью локализованный внешний вид и все текстовые надписи/сообщения, с которыми работает пользователь (на родном языке персонала). Есть возможность переключения  языка пользовательского интерфейса «на лету»;
  • не накладывает ограничений на количество АРМов пользователей. 

АРМы системы работают под следующими операционными системами:
  - от Windows 7 и выше
  - Linux 
  - MacOS
  - а также любой другой ОС для которой реализована виртуальная Java машина (JVM).

Все программное обеспечение используемое в системе полностью открыто. По окончании работ над системой Заказчику передается полный пакет исходных кодов, описание модели предметной области и специализированный инструментарий разработчика позволяющий самостоятельно сопровождать систему и расширять ее модель/функционал.

Структура системы

Система диспетчеризации движения поездов и единого времени представляет собой двухуровневую структуру, состоящую из комплекса автоматизированных рабочих мест (АРМ), сервера базы данных и программируемых логических контроллеров (ПЛК), работающих в темпе реального технологического процесса.

Верхний уровень (ВУ) системы включает в себя оборудование:

  • АРМ поездного диспетчера,
  • АРМ диспетчера хозяйственных поездов,
  • АРМ дежурного инженера ДЦ,
  • АРМ инженера-ремонтника,
  • АРМ программиста,
  • сервер базы данных.

Нижний уровень (НУ) – программируемый логический контроллер (ПЛК), распределённых на каждой станции и выполняющий функции устройства сопряжения с объектом и реализующий управления напольным оборудованием.

Нижний уровень

На нижний уровень возложены следующие задачи взаимодействия с внешним миром (с технологическими объектами управления — ТОУ):

  • считывать значения датчиков, выдавать сигналы на исполнительные устройства;
  • управлять ТОУ в соответствии с заложенными алгоритмами;
  • передавать данные в другие части системы в реальном времени, получать информацию и команды по сети.

В состав ПО входит библиотека L2 (сокращенно от LowLevel) для создания нижнего уровня. Фактически, это программа, которая запускается на нижнем уровне. Программа содержит весь код работы с сетью, взаимодействия оборудованием и работает с модулями реализующими конкретную функциональность системы, например считывание значений с цифровых входов и передачу этих значений на сервер системы.

Программа L2 запускается на нижнем уровне. Для того, чтобы она делала что-то осмысленное, нужно сделать две вещи: сообщить программе о существующих входах-выходах и написать код алгоритмов. Конфигурация модулей ввода-вывода и их соответствие данным системы заносится в конфигурационные файлы. Код алгоритмов пишется на языке Java в среде Eclipse. Платформа в виде библиотеки L2 предоставляет API доступа к входам/выходам, другим модулям, сети и верхнему уровню, хранимым данным и др. Напомним, что библиотека и программа L2 — это одно и то же. При запуске на контроллере L2 — программа, при программировании в Eclipse — библиотека. Созданные модули представляют собой jar-архивы с исполняемым кодом и сопутствующими файлами настроек.

Верхний уровень (ВУ) — Экраны АРМ-ов

Экраны мнемосхем: линия метро, одна станция поездного диспетчера и одна станция диспетчера СЦБ состоит из трёх зон. В левой части расположена вертикальная зона, служит для выбора линий и соответствующей станции. В нижней части расположенной горизонтальной зоне выводятся все системные события с указанием даты, времени и объектом (все аварийные сигналы, вход и выход в систему пользователей, потеря и восстановления связи сервера базы данных с конкретными объектами и т.д.). В средней зоне расположена мнемосхема самой выбранной станции или линии метро.

Верхний уровень — сервер

Сервер — центральная часть систем на базе платформы «СИТРОЛ». Функции сервера: обработка данных в реальном времени, долговременное хранение, работа с НУ и АРМ-ами;
 
Сервер «СИТРОЛ» состоит из трех компонентов:

  • сервер приложения с кодом платформы. Как пример, в Тбилисском метро используется Red Hat Wildfly AppServer;
  • СУБД для хранения данных, используется MySQL (точнее, его клон СУБД mariadb);
  • сервер для web-клиентов, точнее контейнер сервлетов.

Сервер работает в ОС Linux. Все функции сервера сгруппированы в службах, а службы содержатся в одной точке входа под названием ServerAPI. Примеры служб:

  • sysdescr — уже упомянутое описание системы, позволяет программно создавать, редактировать и получать описания иерархии классов предметной области;
  • objservice — содержит перечень всех объектов системы, по мере работы системы появляются новые объекты, старые исчезают (но остаются в истории!);
  • currdata — в реальном времени сообщает текущие значения всех данных, которые меняются во времени;
  • userservice — управление пользователями системы и их правами;
  • Есть также службы справочников, команд, событий, исторических данных, реестр настроек, конфигуратор АРМ-ов и др.

Доступ ко всем службам есть не только на сервере, но и на клиентах (НУ и АРМ-ах).

Функции

Базовые функции системы включают в себя:

  • отображение состояния напольных устройств (рельсовые цепи, светофоры, стрелки, сигналы металлоконструкций, автостопов, систем автоматической остановки, управляющих скоростями реле по рельсовым цепям, заготовленные маршруты и пр.), технических средств МРЦ (и МПЦ), местонахождения поездов и т.п.;
  • автоматическое определение номеров маршрутов (наряду с возможностью получения номеров маршрутов из внешних систем, например из АСНП ММ);
  • мониторинг исполнения планового графика движения;
  • индикация отдельных видов нарушений в работе устройств маршрутно-релейной централизации;
  • сигнализация (цветовая и звуковая) нарушений работы устройств МРЦ, технологического оборудования и т. п.;
  • управление оборудованием МРЦ/МПЦ (доступно только для диспетчера движения). Включает в себя: работу со стрелками (переключение на резервный комплект и обратно, перевод стрелки вручную), управление курбельными аппаратами, работу с пригласительными сигналами, работа с маршрутами (заготовка, разделка, искусственная разделка), управление авторежимами. Для работы с ответственными командами предусмотрен отдельный механизм;
  • просмотр, записываемой в процессе информации в режиме «кино».

       Основным инструментом решения задачи управления движением поездов является мнемосхема, на которой размещены статические и динамические элементы индикации состояния устройств маршрутно-релейной централизации, а также элементы управления.

В системе реализованы следующие типы мнемосхем:

Мнемосхема всего метрополитена - Наиболее общее представление информации о всём метро. На мнемосхеме представлены статические и динамические объекты, отображающие информацию (с адекватной степенью детализации) о всех станциях, ЦДП и МРЦ всего метрополитена, а также местоположение и номера маршрутов поездов. Реализована возможность показывать и скрывать информацию определенных типов по желанию диспетчера. Например, не показывать состояние светофоров металлоконструкций;

Мнемосхема одной лини для диспетчера движения — наиболее общее представление  о всей линии. По уровню детализации и функциональности мнемосхема аналогична мнемосхеме всего метрополитена;

Мнемосхема линии позволяет визуально в режиме реального времени осуществлять мониторинг таких параметров движения маршрутов, как:

  • положение поезда на перегоне;
  • занятые поездом рельсовые цепи;
  • номер маршрута поезда и номер его головного вагона;
  • прогноз прибытия поезда на ближайшую станцию;
  • соответствие фактического графика движения поездов (ГДП) плановому ГДП.

Мнемосхема одной линии для инженера СЦБ — аналогична мнемосхеме одной линии для диспетчера движения, но с дополнительной информацией о принадлежности рельсовых цепей станциям;

Мнемосхема одной станции для диспетчера движения - наиболее детальное представление информации о состоянии устройств маршрутно-релейной централизации, технических средств системы и местонахождения поездов, относящихся к выбранной станции. При наличии соответствующих прав у пользователя также содержит элементы управления;

Мнемосхема одной станции инженера СЦБ — наиболее детальное представление информации, необходимой для инженера СЦБ. 

Подсистема «СИТРОЛ – Система аварийного управления диспетчерской централизацией (САУ ДЦ)»

САУ ДЦ предоставляет возможность мониторинга и управления устройствами диспетчерской и электрической централизации при выходе из строя действующих устройств управления ДЦ. Подсистема предназначена для замены морально и физически устаревшего пульта-табло советского производства на станциях метрополитена.

Функции

САУ ДЦ обеспечивает:

  • телеуправление стрелками и сигналами;
  • телесигнализацию на экране монитора поездного положения, положения стрелок, сигналов и состоянии других объектов управления;
  • телесигнализацию о состоянии технических средств (устройств электропитания, СЦБ и др.).

Подсистема «СИТРОЛ – редактор хозяйственных поездов»

Подсистема предназначена для создания плановых графиков работы хозяйственных поездов и отслеживания факта их исполнения.

Функции

  • Создание нового графика движения;
  • Просмотр истории плановых графиков;
  • Просмотр истории фактического исполнения плана;
  • Печать плановых графиков и факта исполнения.

Структура подсистемы

  • модель предметной области на сервере системы
  • серверный модуль, реализующий функции создания, редактирования и хранения графиков
  • клиентский модуль, входящий в состав АРМ диспетчера системы, реализующий визуальный инструментарий редактора хозяйственных поездов

Функционирование подсистемы

Плановый график хозяйственных поездов создается диспетчером и сохраняется в системе как план на определенную дату и определенную линию. В течение ночных хозяйственных работ подсистема  автоматически фиксирует перемещения хозяйственных поездов по линии.  По окончании «ночного окна» подсистема по запросу дежурного диспетчера формирует факт исполнения планового графика по линии.  При желании, диспетчер может отредактировать сформированный системой фактический график и затем сохранить его.

Внедрения

Метрополитен г. Тбилиси:

Сдача 1 очереди – 2016 год

Сдача 2 очереди – 2019 год

Подсистема «Хозяйственные поезда» - подсистема в составе ДЦ – 2019 год